Сформулированную самостоятельно. В работе должна быть раскрыта та


с. 1
Реферативный обзор – очень краткое, точное и адекватное изложение главных идей статьи или книги ( для статьи – 2 стр. , для книги – 4-5). Его цель – дать представление о работе с определенных профессиональных позиций, в нашем случае – этических. Но реферативный обзор не есть просто краткий пересказ. Должно быть выделено действительно главное. Надо дать представление о содержании статьи или книги своими словами, избегая чересчур длинных цитат и второстепенных деталей. Субъективные оценки автора должны быть сведены к минимуму, но это не значит, что нельзя предпринимать критический анализ, указывать недостатки и их анализировать.
Рецензия ­- более свободный, даже «художественный», жанр, здесь допустимо больше субъективности, отступлений, свободы выражения своего Я, стилистических вольностей. В отличие от обзора, здесь можно анализировать не только содержание, но и форму, давать оценки и т.п. Цель рецензии – не просто изложить содержание, а привлечь к нему внимание читателя, поэтому для рецензии лучше выбирать статью или книгу, которая вам действительно нравится, или, наоборот, вызывает категорическое неприятие.

Эссе – аналитическая работа размером 10-15 страниц либо на предложенную тему, либо на тему, сформулированную самостоятельно. В работе должна быть раскрыта та или иная этическая проблема, желателен краткий план и обязателен список использованной литературы (не меньше пяти источников).
Примерный список работ для реферирования


  1. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали// Вопросы философии, 2006.- №5.

  2. Бодрийяр Ж. Америка. Забыть Фуко. Прозрачность зла.

  3. Кеглер Г.Г. Этика после постмодернизма// Вопросы философии, 2006.- №3.

  4. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века// Вопросы философии, 2006. - №4.

  5. Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся//Человек, 2005. - №№1-2 или любая другая работа этого автора.

  6. Лекторский В.А. Умер ли человек?//Человек, 2004. - №4.

  7. Мальцева А.П. Индивидуальность и личность: свобода желания и желание свободы//Человек, 2005. - №№ 1 или 2.

  8. Суковатая В.А. Сайбер-феминизм на пространствах Интернета// Человек, 2006. – №1.

  9. Тейлор Ч. Джерела себе. – К.: Дух і Літера, 2005 (одна из глав).

  10. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации// Человек, 2003. - №6.

  11. Фромм Э. Человек для себя. – М.:АСТ, 2006 или любая другая работа.

  12. Шелер М. Оrdo amoris - искать в Интернете.

  13. Яннарас Х. Свобода етосу. - К.: Дух і Літера, 2003.


Может быть выбрана любая понравившаяся работа по этике, желательно новая.

Темы для рефератов и научно-исследовательской работы студентов


Этика и история этических учений

1. Что такое гуманистическая этика?


2. Этика и культура.
3. Этика и эстетика.
4. Этика и экология.
5. Человек для себя или для других.
6. Древние восточные учения о нравственности.
7. Античная этика.
8. Эпикурейский идеал счастья.
9. Кинизм и цинизм.
10. Христианская этика Средневековья.
11. Мистицизм в этике Средневековья.
12. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.
13. Гуманизм эпохи Возрождения.
14. Этика Нового времени.
15. "По ту сторону добра и зла" - моральный императив сверхчеловека.
16. Идеал счастья в западноевропейской этике.
17. Проблемы человека в этике ХХ века.
18. Этика персонализма.
19. Этика экзистенциализма.
20. Проблемы этики во фрейдизме и неофрейдизме.
21. Проблема агрессии и жестокости в работах З. Фрейда.
Мораль и история нравов
22. Роль морали в истории культуры.
23. Нравы времен античности: Древняя Греция и Древний Рим.
24. Нравственные устремления раннего христианства.
25. Мораль религиозная и светская - эпоха Средневековья.
26. Кодекс рыцарской чести - реализм или романтизм?
27. Мораль эпохи Реформации.
28. Бюргерский нравственный образец и его эволюция.
29. Нравственные коллизии ХХ в.
30. Человек - зверь или ангел?
31. Мораль для человека или человек для морали?
32. Соотношение индивидуального и общественного в морали.
33. Преемственность в развитии морали.
34. Традиции и инновации в развитии морали.
35. Соотношение целей и средств в моральном поступке.
36. Роль общественного мнения в моральной жизни общества.
37. Наука и нравственность.
38. Искусство и мораль.
39. Религия и нравственность.
40. Мораль и политика.
41. Мораль и право.
Высшие моральные ценности
42. Человечность и милосердие как высшие нормы духовности.
43. Есть ли у человека свобода выбора?
44. Диалектика свободы и авторитаризма в работах Э. Фромма.
45. Возможность выбора и способность выбирать.
46. Справедливость и равенство - возможны ли они?
47. Непротивление злу насилием и любовь к ближнему: утопия или реальность?
48. Добро и зло: взаимоисключение или взаимодополнение?
49. Фелицитология - учение о счастье.
50. Счастье и несчастье.
51. Боль и наслаждение.
52. Счастье и одиночество.
53. Пути и способы достижения счастья.
54. Источники счастья, запреты и препятствия.
55. Страдание как закон жизни.
57. Иметь или быть? (по книге Э. Фромма).
58. Уровни и "барьеры" нравственной культуры.
Этика гражданственности
59. Мораль и власть.
60. Политическое насилие и нравственность.
61. Политика - "грязное дело"?
62. Нравственный принцип толерантности в политике.
63. Формы морального протеста в демократическом обществе.
64. Моральная демагогия и политические репрессии.
65. Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа.
66. Историческая память и исторический манкуртизм.
67. Нравственно-психологические основы тоталитаризма.
68. Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.
Этика и культура общения
69. Общение: искусство или наука?
70. Общение как ценность.
71. Творчество в общении и общение в творчестве.
72. Проблема понимания в общении.
73. Трагедия непонимания в общении.
74. Одиночество - альтернатива общения.
75. Симпатия и антипатия в общении.
76. Толерантность в общении: значение, границы, мера.
77. Человек - цель или средство общения?
78. " Барьеры" общения и их преодоление.
79. Общение и юмор.
80. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
81. Духовность и душевность в общении.
82. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
83. "Секреты" общения в семье.
84. Отцы и дети: парадоксы общения.
85. Дружба как высшая нравственная ценность.
86. Любовь как отношение и влечение.
87. Любовь и ее парадоксы.
88. Любовь и верность, любовь и ревность.
89. Любовь, секс, эротика.
90. Любовь мужчины и любовь женщины.
91. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.
92. Супружеские конфликты: способы выхода из них.
Другие темы:

  1. Почему Платон считал философию искусством умирания?

  2. Может ли мысль существовать без смысла?

  3. Почему Аристотель не считал человеческое зверство пороком?

  4. Место золотого правила нравственности в системе естественных законов Гоббса.

  5. Возможна ли ложь во благо? (по трактату Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия»)

  6. Оправдывает ли цель средства? (по работе Л.Троцкого «Их мораль и наша»)

  7. Классическая и постклассическая этика: различное понимание предмета этики (на примере сравнительной характеристики позиций Канта и Ницше).

  8. М.Вебер об этике ответственности и этике убеждений.

  9. Как этосы православия и мусульманства согласуются с духом капитализма?

  10. Почему возникает потребность в институциональном регулировании публичного поведения?

  11. Прикладная этика как область знания и моральная практика.

  12. Какие потребности вызывают необходимость, и в чем заключается логическая процедура обоснования морали? (по работе А.Шопенгауэра «Об основе морали»)

  13. Возможен ли моральный выбор как коллективное действие?

  14. В чем язык морали схож с языком религии? (по работе Л.Витгенштейна «Лекция по этике»)

  15. Возможно ли обоснование моральной ответственности без постулата свободы воли? (по работе Т.Гоббса «О свободе и необходимости»)

с. 1

скачать файл

Смотрите также: